Культура требует ренессанса

Культура требует ренессанса

Земля Осетии взрастила много талантов во всех без исключения видах искусств, которые вбирает в себя емкое, глубокое понятие «культура». Именно эта сфера общественной жизни последние десятилетия сильно страдает из-за недостаточной финансовой поддержки государства. Как следствие, в культуре Осетии образовалось немало острых проблем, которые затрагивают такие ее аспекты, как низкую заработную плату работников, необходимость ремонтных работ в домах культуры и т.д.

Однако если копнуть глубже, культура Осетии страдает не только из-за нехватки средств. Здесь угроза иного порядка: глобализация оказывает разрушительное влияние на ментальную культуру нашего маленького народа. Этой угрозе противостоять куда сложнее. Чермен Дудати – заместитель министра культуры РСО-Алания, член КПРФ, кандидат в депутаты Парламента РСО-Алания. Молодой талантливый поэт чутко улавливает вызовы времени и видит полную картину проблем, которые ожидают своего решения. В интервью он поделился с читателями своими мыслями,  как же в темном тоннеле суровых жизненных реалий можно отыскать свет надежды на сохранение самобытности народа и его творческого потенциала. 

Чермен Аланович, не смотря на то, что вы работаете в должности заместителя министра культуры Северной Осетии всего пол года, однако наверное уже успели ознакомиться со всеми проблемами, которые существуют в этой сфере?

У нас богатая культура и богатые традиции, но долгое время учреждениями культуры никто должным образом не занимался. Они находились в забвении, их материально-техническая база устарела – перестала соответствовать требованиям времени. Что тут скажешь?! Мы с депутатом ГД РФ Казбеком Тайсаевым и первым секретарем Северо-Осетинского рескома КПРФ, председателем Комитета Парламента РСО-Алания по науке, образованию Еленой Князевой ездили по районам республики, смотрели в каком состоянии находятся дома культуры и вообще районные социокультурные учреждения. Можно смело констатировать: они пребывают в тяжелейшем, плачевном состоянии. Когда мы пришли в дом культуры станицы Николаевской Дигорского района — увидели, как внутри пасутся коровы. А ведь когда-то советская власть отстроила эти учреждения, в них кипела жизнь, активное участие в которой принимала сельская молодежь.  Была развита самодеятельность. Именно из нее, как мы знаем, вышли самые яркие актеры. Например, знаменитый Бало Тхапсаев: чернорабочий, шахтёр Садонских рудников, строитель Гизельдонской ГЭС, студент Краснодарского дорожно-строительного техникума вдруг увлекся театром – начал свою актерскую деятельность в постановках любительских спектаклей, благодаря которым раскрылся его необыкновенный талант. Когда наша страна была буквально брошена в рыночные условия, понимание того, что культура – это важнейшее направление, которое надо развивать, попросту исчезло. Когда наши властители начали гнаться за деньгами, культура была позабыта: самодеятельность, дома культуры, досуг, которому при советской власти уделялось очень большое внимание – остались за бортом интересов чиновников. Такая ситуация привела к тому, что те же дома культуры оказались в плачевном состоянии. В этом году на территории нашей республики была запущена федеральная программа, которая направлена на их восстановление и строительство. Отрадно, что в число объектов, попавших под данную программу, оказались и те дома культуры, которые мы с партийным руководством выявили несколько лет назад и обратили внимание представителей власти на их состояние. Впервые за много лет федеральный центр выделяет деньги на эти цели, часть средств поступят и из республиканского бюджета.  На сегодняшний день приступили к капитальному ремонту уже в семи домах культуры. Вот такие  подвижки есть. Они появились, когда главой республики стал  Вячеслав Битаров. Он очень энергичный руководитель: всегда на связи, мотивирует всех работать на результат. В конце прошлого года завершились реставрационные работы в филармонии. Этот процесс начался еще при Тамерлане Агузарове,  а Вячеслав Битаров довел начатое благородное дело до конца. Большое спасибо меценатам, людям, которые выделили средства на реставрацию филармонии. Среди них львиную долю перечислил нынешний министр строительства и архитектуры РСО-Алания Русланбек Икаев. Музеи – хранят в своих фондах богатое историческое наследие нашего народа. Стоит отметить, что Национальный музей РСО-Алания также в рамках федеральной программы получит возможность построить фондохранилище и произвести ремонтные работы. Однако, на мой взгляд, проблемы культуры лежат не только в плоскости функционирования социокультурных учреждений. Искусство, которое наглядно нам показывает состояние культуры — театры, концертные организации, та же филармония – это  то, что мы можем посмотреть, но есть другая сторона этой сферы жизни, которую мы не можем видеть, но она играет не менее важную роль в формировании станового хребта национальной культуры.  Сейчас мы наконец-таки чаще начали говорить о том, что вбирает в себя понятие «национальная самобытность»: о языке, о традициях. Мы заглянули в себя и в этом есть большой плюс: народ желает первородства, потому что у нас есть свое лицо, своя душа — у нас есть самобытность, которую мы не имеем права потерять.

Как же сохранить самобытность народа в условиях глобализации?

У меня на этот вопрос есть свой ответ. Конечно, надо предпринимать все меры по сохранению нашего языка, также как и традиций, но есть две первостепенные задачи, и они не отделимы от общей концепции сохранения национальной культуры. Сегодня мы находимся в сложнейшей  геополитической обстановке. В сложившихся условиях первое, что необходимо предпринимать — это работать над демографической ситуацией. Недавно я побывал в Иране. Население этой страны составляет 80 млн. человек. Самосознание огромной нации – могущественное самосознание. Мы с иранцами имеем общие языковые корни. Они  мало знают о нас только потому, что восьмидесятимиллионной нации нет дела до полумиллиона. Поэтому, чтобы сохранить национальную культуру,  нужно в первую очередь работать над демографической ситуацией. Мы находимся в очень сложном  осадном положении, если брать во внимание те республики, которые располагаются по соседству с нами. Вторая задача, которая стоит перед нами: нашей нации сейчас необходимо заняться поиском могущественных союзников. В советские годы мы дружили с разными народами, но сегодня в силу различных причин, связи с ними потеряны. Из-за споров по поводу аланского вопроса, мы на Кавказе потеряли много друзей. Я убежден, что Иран – это как раз то государство, с которым мы должны налаживать отношения, чтобы в необходимый момент они могли нас поддержать, скажем, на дипломатическом уровне. Не смотря на то, что задачи эти сложные, сегодня они должны быть в приоритете у нашей нации. Надо просто понять: язык, культура – очень важные моменты, но не дай Бог завтра произойдет децентрализация власти в России — у нас недоброжелатели со всех сторон. Ни от языка, ни от нашей культуры ничего не останется, если нас будет мало и у нас не будет союзников! Существует еще одна проблема: у разных инициативных групп в Осетии разные взгляды на то, как молиться, как осуществлять обряды и так далее. В этом отношении необходимо навести порядок, чтобы  больше не было склок. Существует пассионарная теория этногенеза Льва Гумилева, который считал, что народ проходит стадии биологического организма: он рождается, растет, зреет, стареет и умирает.

Если следовать этой теории, эксперты убеждены, что наш народ, к сожалению, находится на последней стадии.

Да, все так считают. Я тоже так считал до определенного момента. Допустим, алан уже не существуют, но они переродились в другой народ – в осетин. Поэтому к нам могут быть применимы как стадия старения и умирания, так и т.н. пубертатный период нации: если опять же сравнивать с жизненным циклом человека – это подростковый возраст. При рассмотрении нашей нации сквозь призму истории, можно убедиться в правильности второго суждения. Другое дело, что даже подросток может умереть, не достигнув зрелых лет. Чтобы этого не произошло, он должен, как любой биологический организм, подкреплять свои силы. Он должен расти, развиваться как физически, так и умственно. Если представить, что наша нация – это биологический организм, хотелось бы надеяться, что все-таки стадия старения и умирания – это не про нас. Да, у нас древние корни, но ведь греки существуют, евреи тоже  живут и процветают. Сегодня очень много молодежи тянется ко всему национальному: занимаются национальными инструментами, танцами, изучают традиции. Когда ты видишь эту молодежь, которая выходит на сцену или на площадь, чтобы показать, что наш поведенческий стандарт – он жив, он сохраняется, ты понимаешь  для себя, что на самом деле национальная культура жива и будет жить, но ее надо просто поддержать.

Как вы относитесь к попыткам современной трактовки нашего традиционного культурного наследия?

Когда Альбина Баева пришла в  ансамбль «Алан», она совершила революцию в танце. То, что мы сегодня видим на сцене, то что считаем традиционным – это не так давно было революционным переворотом в понимании осетинского танца. В этнографическом очерке «Особа» Коста Хетагуров пишет о том, что осетины, в общем-то, не танцевали и не пели. Во время застолья женщины уходили петь подальше от мужчин, чтобы их не услышали.  Мужчины только за столом могли себе это позволить. Пение было не принято. Конечно, все течет, все меняется – мы, коммунисты, как никто другой должны понимать, что все проистекает из диалектического развития. Мы – диалектики: философией марксизма является материализм, но диалектику Гегеля, Фейербаха, которые были предшественниками Маркса и Энгельса, никто не отменял. Диалектика есть развитие. И мы конечно понимаем, что все должно развиваться – даже искусство, даже костюм. И здесь хочется привести слова Василия Абаева, который сказал, что интернациональное – это национальное, возведенное до уровня интернационального. Главная задача сегодня: нашу национальную культуру, не теряя ее самобытности, возвести в ранг интернациональной. Яркий пример тому — это наши осетинские пироги.  Они уже вышли за рамки Осетии. Тот же танец симд –  покорил весь мир. Некоторые наши соседи даже пытаются утверждать, что это их танец. Чепуха! Есть документальные свидетельства, доказывающие тот факт, что симд у осетин существовал с давних времен. Здесь даже спорить смысла не имеет. Поэтому будем стремиться возводить свое национальное до уровня интернационального.

Пресс-служба Северо — Осетинского рескома КПРФ.

Читайте также

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.