Юрий Кучиев: герой и подвиг не забыты!
Сегодня исполняется 39 лет со дня покорения Северного полюса командой атомохода «Арктика» во главе с капитаном Юрием КУЧИЕВЫМ. Казалось бы, дата некруглая и нет повода для воспоминаний. Однако, по мнению «СО», она нужна, чтобы в суете не забыть и достойно подготовиться к действительно важной вехе – 40-летию подвига советских моряков и нашего легендарного земляка.
«Арктика» стала вторым в мире атомным ледоколом после «Ленина» и первым судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. И капитаном обоих судов был Юрий Сергеевич Кучиев. «Арктика» была заложена 3 июля 1971 г. на Балтийском заводе в Ленинграде, тогда же ее первым капитаном и стал наш земляк. Прием в эксплуатацию и подъем государственного флага на ледоколе состоялся 25 апреля 1975 г.
9 августа 1977 г. «Арктика» вышла из Мурманского порта к Северному полюсу, чтобы впервые в истории достичь его надводным путем. Экспедиция имела не только научное значение, но и важную народно-хозяйственную задачу: проложить высокоширотный маршрут между Мурманском и Беринговым проливом, который на треть короче Северного морского пути.
Через 12 дней после тяжелой борьбы с многолетними и многометровыми льдами 17 августа в 4 часа судно впервые в мире достигло северной вершины планеты.
В 9 часов 40 минут по московскому времени на полюсе был установлен флаг Советского Союза. Участники экспедиции оставили на вершине мира герб СССР и капсулу с проектом его Конституции. А потом протоптали «кругосветный маршрут» – 40-метровый круг, по которому за несколько минут можно было пересечь все меридианы.
«Арктика» пробыла на полюсе 15 часов, а члены экипажа провели запланированные исследования и наблюдения и проверили состояние винтов.
За время похода ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль – по многолетнему льду. Научные и научно-технические итоги экспедиции имели большое значение в развитии отечественного мореплавания в высоких широтах.
За этот подвиг многие члены экипажа были удостоены различных наград, а Юрий Кучиев получил звание Героя Социалистического Труда. Награжден был и сам корабль – орденом Октябрьской Революции.
Юрий Сергеевич оставался капитаном «Арктики» до 1980 г., после чего вышел на пенсию в 1997 г. и жил в С.-Петербурге. Скончался легендарный капитан-полярник там же 14 декабря 2005 г. По завещанию Юрия Сергеевича, его прах вместе с прахом умершей в 1999 году жены был торжественно предан морю в районе Северного полюса. Последнюю волю легендарного капитана выполнили его коллеги – команда атомного ледокола «Ямал». Это произошло 19 августа 2006 г. – почти день в день с покорением им полюса за 29 лет до этого!
Напомним, что родился Юрий Сергеевич Кучиев 26 августа 1919 г. в с. Тибе и за свою долгую и героическую жизнь, помимо звезды Героя, был также отмечен орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За трудовое отличие», почетными званиями работника морского флота, полярника, члена Географического общества.
Он также является Почетным гражданином нашего города, а его имя носят школа № 27, улица, идущая сразу через несколько сел Пригородного района – Октябрьское, Камбилеевское, Дачное и Куртат, а также с 26 ноября 2008 г. – остров архипелага Земля Франца-Иосифа.
А легендарный ледокол №2 был выведен из эксплуатации в 2008 г., но еще три года команда продолжала готовить судно к утилизации. И только в 2011 г. экипаж с него был снят, а ледокол выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации.
Тогда же общественность нашей республики во главе с руководителем Ассоциации жертв политических репрессий «Номаран» Аузби Зураевым попыталась добиться отмены решения об утилизации легендарной «Арктики» и создания на ней музея. Однако это весьма дорогостоящее мероприятие не нашло поддержки в Росатоме.
Как альтернативу общественники предложили назвать именем Юрия Кучиева один из новых атомных ледоколов, а в столице его родины – Владикавказе установить памятник легендарному земляку. И вот какой ответ пришел на днях от первого заместителя гендиректора «Росатома» Ивана Каменских:
«Госкорпорация «Росатом» рассмотрела обращение о присвоении одному из ледоколов атомного флота имени Юрия Сергеевича Кучиева и благодарит за проявленное внимание к истории атомного ледокольного флота. Госкорпорация «Росатом» с уважением относится к заслугам экипажей и капитанов атомных ледоколов.
Новый атомный ледокол «Арктика», спущенный на воду 16 июня 2016 г., был назван в честь первого в истории судна, достигшего Северного полюса в надводном положении, капитаном которого и являлся Юрий Сергеевич Кучиев.
Заслуги легендарного капитана Ю.С. Кучиева не забыты, ему посвящена часть экспозиции Арктического выставочного центра «Атомфлота» – «Атомный ледокол «Ленин».
В Советском Союзе существовала практика ни гражданские атомные ледоколы, ни атомные подводные лодки Военно-Морского флота не называть именами заслуженных людей из ближайшей истории, за исключением а/л «Ленин».
Руководство Верховного Совета СССР и ЦК КПСС справедливо полагало, что уникальные достояния страны должны иметь названия, которые были бы дороги всему народу, без чувства обиды с чьей-либо стороны, а именно географические названия.
На сегодня присвоены и зарегистрированы Российским морским регистром судоходства имена трем строящимся универсальным атомным ледоколам проекта 22220: головному ледоколу «Арктика», первому серийному ледоколу «Сибирь» и второму серийному ледоколу «Урал».
В то же время имеется хорошая морская практика: дизельные ледоколы и транспортные суда называть именами заслуженных моряков. Госкорпорация «Росатом» советует обратиться в Минтранс России с предложением присвоения имени легендарного арктического капитана Ю.С. Кучиева одному из проектируемых арктических судов с неядерной энергетической установкой».
По словам Аузби Борисовича Зураева, такое обращение уже готово.
А что касается памятника Ю. Кучиеву, то в 2015 г. АМС Владикавказа совместно с общественным движением «За здоровье нации» объявил конкурс на его создание. В эти дни ровно год назад во Владикавказе состоялась первая выставка полусотни конкурсных работ.
Затем последовали три отборочных этапа, работы оценивала конкурсная комиссия во главе с академиком Академии художеств РФ Шалвой Бедоевым. В упорнейшей борьбе с коллегами-земляками, известными осетинскими скульпторами победу одержал скульптор из Москвы Юрий Злотя.
Мест для установки памятника изначально было несколько, говорит главный дизайнер АМС Владикавказа Заур Бедоев, и разные скульпторы привязывали проекты своих памятников к разным из них. Поначалу местом установки памятника была выбрана главная улица столицы республики – пр. Коста на пересечении с ул. З. Космодемьянской.
Однако ближе к завершению конкурса стало ясно, что масштабной фигуре капитана Юрия Кучиева необходимо и соответствующее место, поближе к его родной стихии – воде. Поэтому в итоге конкурсная комиссия выбрала историческое, живописное, просторное и посещаемое место на набережной реки Терек между Суннитской мечетью и Национальной библиотекой.
Сегодня Юрий Злотя осуществил привязку своей скульптуры именно к этому месту. Вскоре здесь состоится закладка памятного знака о сооружении памятника, пройдут работы по дальнейшему благоустройству всей левой части набережной от ул. Плиева до ул. Кирова.
Ровно через год 17 августа 2017 г. исполнится 40 лет со дня подвига команды «Арктики» и ее капитана, нашего земляка Юрия Кучиева. К этому времени планируется и открытие памятника ему во Владикавказе.
По материалам газеты «Северная Осетия».